Или три аргумента, почему не стоит питчить свой стартап, если в нём уже есть взрывной рост. Все инвесторы хотят войти в компанию, где есть взрывной рост. Все основатели хотят получить взрывной рост выручки и дохода, но при этом не хотят потерять контроль над компанией и удержать максимальный пакет акций в своих руках. Это вводные данные.
Есть утверждение, которое часто используют инвесторы, что мол, если у вас есть взрывной рост, то как раз именно вам и нужны инвестиции на масштабирование выручки, чтоб вас не обогнали конкуренты с аналогичными проектами. А что такое масштабирование выручки? Правильно – это просто залив денег в рекламный бюджет. (понятно, что зависит от проекта, но в большинстве случаев именно так)
А что такое взрывной рост? Наверное, увеличение выручки и прибыли от месяца к месяцу на Х2. При такой динамике, через считаные месяцы основатель и сам сможет добрать сумму, необходимую для развития, которую ему могут сегодня предложить инвесторы. Например, на сегодняшний день у стартапа есть выручка 100К долларов в месяц и есть взрывной рост. Инвесторы готовы собрать раунд на 1 млн.$. Зачем нужен миллион сегодня? Если при взрывном росте он и так скоро будет:
Понятно, что тут всё это сильно теоретически, но всё же задача была донести идею, что зачем тебе 1 миллион сегодня, если он у тебя и так будет через 4-6 месяцев.
Аргументы в студию:
1. Месяц назад в венчурной комнате КХ наблюдал питч девушки, которая хотела привлечь инвестиции в своё приложение. Выражаясь «медицинским языком», завели красивую девушку в комнату, раздели, нагнули, засунули стетоскоп во все места, заставили сдать все анализы, исповедовали и на это всё ещё смотрит 50 напрямую заинтересованных не имевших секса 5 лет людей. Т е разложили её прилу на атомы, задали 100500 неудобных вопросов, на которые она была вынуждена ответить. Что мешает 5 из 50, кто там был, сделать клоны «чудо прилы»?
2. В ФБ часто проскальзывают посты друзей, типа есть 20 программистов на аутсор/аутстаф. Или есть команда 15 программистов, бюджет 3,5 млн в месяц, готовы взяться за любую задачу. Это означает лишь одно, что люди закончили проект и нужен новый. Такие посты обычно пишут от безысходности, а так-то, при наличии полных данных по стороннему проекту, всегда есть соблазн оперативно загрузить свою команду «новой темой» со взрывным ростом и завалить сразу двух зайцев – не потерять людей и срубить бабки.
3. Банк Точка недавно искал FinTech стартапы со взрывным ростом, чтоб якобы дать им бесплатную рекламу на своих 400К пользователей. Сразу скажу, что любая такая реклама – 100% нецелевой спам. И что мешает «прошаренному основателю» выбрать в одном или во всех источниках трафика интерес Банки/финансы и налить трафа, сколько ему нужно, только используя грамотные инструменты для построения воронок, а не какой-то дурацкий баннер на сайте какого-то банка или спам рассылку по почтам клиентов. Понятно, что цель таких предложений, выявить «темы», которые быстро растут, внедрить их у себя или запустить аналоги.
Так вот, что мешает инвестору, при наличии всех данных и необходимых ресурсов не договариваться о доле со строптивым основателем, а просто повторить этот проект не как стартап, а как бизнес? Рост то взрывной, почему нет? Нанял ген. дира, поставил задачи программистам скопировать вот этот — вот движок или прилу, отдал маркетологам выкладки с питча «взрывного стартапа, чтоб лучше думали и залил всё это баблом. Пока тот, кто всё это придумал, будет питчить и доказывать, что у него действительно взрывной рост, можно спокойно догнать и перегнать. И дело в «шляпе».
Это я всё к тому, что, если ты основатель и в твоём стартапе есть взрывной рост выручки и дохода. То подумай, стоит ли светить свой успешный успех хвастаясь в ФБ графиками роста, ходить по конфам и рассказывать, какой ты талантливый стартапер и умеешь делать такую вот динамику или питчить свой стартап на всех подряд питч-сессиях? Может получиться так, что такими своими действиями ты не привлечёшь инвестиции для масштабирования выручки, а только «выроешь могилу» своему стартапу.
Не лучше ли по-тихому реинвестировать в рекламу для масштабирования выручки и светануться только тогда, когда о твоём проекте начнут говорить все в твоей нише? Ну и догнать тебя, так просто, будет уже невозможно.
Или привлечь инвестиции позже по более высокой оценке, возможно в разы более высокой, максимально разогнав выручку реинвестом или короткими займами.
По материалам тг канала @itinvestor
Автор: Денис Дмитревский